Коллективное обращение общественности г. Улан-Удэ к ассоциации Альянс Байкальский

Руководителю Ассоциации
«Альянс Байкальский»
Денису Леонидовичу
Петушинскому

Коллективное обращение
общественности г. Улан-Удэ по вопросу привлечения экологически безопасных альтернатив технологическим решениям, предложенным 15.09.2020 г. ЗАО «Безопасные технологии» по ликвидации «фенольного» озера.

Уважаемый Денис Леонидович!

15 сентября 2020 г. в здании Комитета городского хозяйства Администрации города Улан-Удэ по ул. Бабушкина,25 прошли Общественные слушания по объекту государственной экологической экспертизы: проектная документация «Выполнение проектно-изыскательских работ для обезвреживания отстойника-накопителя и рекультивации нарушенных земель согласно апелляционного определения Верховного суда Республики Бурятия от 15.06.2016 по делу 2-49/2015», включая материалы оценки воздействия на окружающую среду и техническое задание на разработку ОВОС. Инициатором общественных слушаний выступил ООО «ЛокоТех» – управляющая компания АО «Желдорреммаш». Участие приняли ЗАО «Безопасные технологии», Министерство природных ресурсов РБ, Администрация города Улан-Удэ, а также региональные научные и общественные организации.

В ходе слушаний ЗАО «Безопасные технологии» представило инженерно-техническое решение по обезвреживанию отстойника в виде установки термической деструкции УТД-2-2000, соответствующей ТУ 3614-001-47921486-2013, дополнительно оборудованное свечой дожига, укомплектованной кольцевой газовой горелкой. Также для комплексного решения в перечне технических аппаратов значится инсинератор КТО-2000. Данные технические решения, согласно проектной документации, «соответствуют всем требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта». Проводить обслуживание установки «УТД-2-2000» ОАО «РЖД» намерено непосредственно на территории отстойника-накопителя по адресу г. Улан-Удэ, ул. Лимонова – в жилой зоне населенного пункта. Заявленный ЗАО «Безопасные технологии» объем загрязненного грунта и шлама, подлежащего утилизации, составляет 71 067я м3. Процесс термической обработки будет вестись на протяжении двух лет методом бесперебойного пиролиза в круглосуточном режиме.

Сразу хотим отметить, что на общественных слушаниях была отмечена крайне низкая явка заинтересованных людей и ведомств. Так практически отсутствовали сами жители поселка Кирзавод, где планируются утилизационные работы. Из экологов присутствовали Е.В. Кислов (председатель комиссии Общественной палаты Республики Бурятия), Л.Б. Кислицына (бывший главный гидрогеолог ОАО «Селенгео»), Шматков В.В. (специалист в области механики грунтов и безопасной эксплуатации производственных комплексов), а также преподаватели кафедр экологии БГУ и ВСГУТУ. Примечательно, что большая часть присутствовавших научных специалистов по охране окружающей среды, за исключением Е.В. Кислов, Д.Д. Дармаева и других, проект поддержали. Однако представители общественных экологических сообществ города воздержались или выступили против. Причины следующие:

  1. Не были приведены практические примеры аналогичных мероприятий, проведенных в черте городских поселений ранее, и их благоприятных результатов. Соответственно, последствия от пиролизного сжигания могут привести к самым неожиданным негативным последствиям социального и экологического характера, которые будут выявлены на Улан-Удэ.
  2. Котельная установка на берегу «фенольного озера» не предусматривает санитарно-экологического зонирования промышленной площадки, так как охарактеризована как «временная»…
  3. Как утверждает Александр Вячеславович Фёдоров, член общественного совета при Минприроды России: «Получаемые в ходе пиролиза конденсационные загрязненные воды (в качестве жидких отходов), как и все водные фракции с объекта, вместе со
    всеми находящимися в них высокотоксичными компонентами, поступают на установку сжигания, т. е. десятки тысяч кубометров токсичной воды в итоге сжигаются, что как минимум неразумно и неэкономично, но главное — крайне экологически опасно как вообще, так в условиях города — в частности». А если учитывать, что Бурятия зарегистрирована как один из регионов с самым грязным воздухом, а в непосредственной близости от объекта располагается ТЭЦ-1, то воздух для жителей прилегающих территорий станет, попросту говоря, губительным.
    По словам Федорова, «…получаемое в результате пиролиза шламов и смол состав сжигается к качестве топлива для поддержки пиролиза, с образованием целой группы крайне токсичных газов, таких как фталевый ангидрид. Улавливание и нейтрализация этих газов в гигантских объёмах, составляющих тысячи тонн, крайне дорогостоящая и технически плохо решаемая задача». Аналогичного мнения придерживается и эксперт журнала «Экоград» Игорь Васильевич Жарков, который определил Проект минимум как «преступление против своего народа». Как выразился Жарков, «…технология, предлагаемая для Улан-Удэ, фактически представляет собой сжигание продуктов пиролиза, извлеченного из грунта, что допустимо только на специально отведенных промышленных зонах».
  4. К слабым сторонам проекта относится и то, что обработка оставшейся после выемки шламов и смол поверхности отстойника – накопителя биопрепаратами во-первых, не способно ликвидировать сохраняющееся глубинное загрязнение, а во-вторых, само по себе малоэффективно, поскольку предусматривает крайне затруднительное поддержание температуры в узком диапазоне +15 – +30 С. Эксперт также отметил, что реальная глубина распространения загрязнения не известна и не установлена, так как инженерные изыскания ЗАО «Безопасные технологии» проводились на глубине до 20 м. Но если учитывать, что максимальная глубина загрязнения нефтепродуктами на очень высоком уровне (свыше 5000 мг/кг), что было выявлено в некоторых точках на всю глубину опробования, то «фенольное озеро» требует дополнительных инженерно-технических изысканий!
  5. Стоит отметить, что ЗАО «Безопасные технологии» для биологической обработки предлагают использовать биологический препарат «БИОРОС», представляющий собой активную массу углеводородокисляющих микроорганизмов, для которых нефтепродукты – естественная питательная среда. Как утверждает И.В. Жарков, с биопрепаратами необходимо соблюдать меры предосторожности, так как имеют место и побочные действия применения. Так микроорганизмы при переработке нефтепродуктов могут вырабатывать продукты выделения, более токсичные по своему содержанию, чем исходные материалы. А если учитывать, что фенольное озеро находится в непосредственной близости от реки Уды, и связано с ним подземными грунтовыми водами, то последствия от применения биопрепаратов могут иметь самый неблагоприятный характер для окружающей среды.
  6. Низкотемпературный режим работы установки считают губительным для населения и окружающей среды специалисты ведущих научно-исследовательских институтов, как бурятских, так и иркутских. Обезвредить токсические вещества можно при температуре от 1000 градусов, в то время как УТД-2-2000 применяет режим 450-500 градусов.
  7. Проводить сжигание отходов второго класса опасности практически в центре города посчитали неприемлемым все опрошенные общественниками специалисты.

Таким образом, опираясь на проверенные экспертные мнения высококлассных специалистов с большим опытом работы, мы от лица жителей города Улан-Удэ уверено заявляем, что представленный Проект от ЗАО «Безопасные технологии» по обезвреживанию “фенольного озера” не способен решить поставленную перед ним задачу — безопасную ликвидацию отстойника-накопителя и рекультивацию нарушенных земель, а также не устранит угрозу загрязнения озера Байкал вследствие прекращения миграции токсичных загрязняющих веществ в р. Уду и далее в озеро.

Как утверждают независимые эксперты, в мире существуют множество альтернативных, более безопасных методов по обезвреживанию аналогичных объектов накопленного экологического ущерба. В перечне технологий:

  1. Технология плазменной газификации разработана для решения широкого круга задач одной, одной из которых является преобразование любых видов отходов, включая биоотходы, опасные отходы, в электроэнергию/синтетическое топливо (дизельное топливо, этанол) и другие полезные материалы (тонна отходов равна 1–1,3 МВт/ч электроэнергии). Она имеет коммерчески успешные инсталляции по всему миру (Япония, Индия, Англия, Китае, США).
    Ведутся работы по проектированию и строительству в странах Евросоюза. Применение плазменной газификации неотъемлемой связано с Киотским соглашением по уменьшению влияния на атмосферу человека. Влияние этих технологий на природу и человека ниже мировых норм ПДК в 10–15 раз.
    Установки плазменной газификации могут работать при температуре, превышающей 5500°С, гарантируя практически полное преобразование исходного сырья в синтетический газ.
    Неорганические вещества выводятся у основания газификатора в виде инертного шлака, который охлаждается и превращается в неопасный невыщелачиваемый продукт, который можно продавать как наполнитель для строительного материала. (Примеры: Westinghouse Plasma Corporation; Tetra Tech, ООО «Тогчин» и другие).
  2. Беспламенное каталитическое окисление в псевдосжиженном слое катализаторов или в каталитических расплавах, когда всю органику переводят в безвредный углекислый газ и воду. При этом соединения галогенов, фосфора и других гетероатомов эффективно улавливаются в расплаве или в системе газоочистки, а вышеупомянутые небольшие по объему количества соединений радиоактивных элементов в твердом виде компактируются и передаются на переработку по традиционным технологиям (Институт катализа СО РАН, Консорциум «Байкальский проектный офис» и др.).
  3. Также на общественном слушании были озвучены предложения вывезти содержимое отстойника-накопителя для переработки на специальную промышленную зону, как за пределами города, так и Байкальской природной территории.

Мы понимаем, что не все технологии могут быть доступны в условиях экономических и географических особенностей Республики Бурятия.
Поэтому убедительно просим участников Ассоциации научно-производственных и экологических объединений «Альянс Байкальский» принять непосредственное участие в разработке компетентных, наиболее оптимальных решений по обезвреживанию особо опасного экологического объекта – отстойника-накопителя ЛВРЗ. История «фенольного озера» уходит фактами в 1930-е годы. Известно, что чаша отстойника устроена без соблюдений санитарных норм, не имеет гидроизоляционных установок, и содержимое напрямую взаимосвязано с подземными грунтовыми водами. Проведенные исследования подземных вод в районе Лазовского месторождения, где расположены отходы ОАО «РЖД», с привлечением специалистов лаборатории Бурятского республиканского отдела лабораторного анализа и технических измерений выявлено превышение предельно допустимых концентраций, установленных СанПин 2.1.4.107.4-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения». Специалисты установили превышение в составе подземных вод предельно допустимого содержания аммония – в 57 раз, нефтепродуктов – в 33, 9 раз, железа – в 21,8 раз. Содержание фенолов превышало показания такой показатель в 19 450 (!!!) раз….(материалы Верховного суда от 15.06.2016 г.).

Учитывая тот факт, что проблема «фенольного озера» требует незамедлительного решения в целях обеспечения безопасной жизнедеятельности жителей города Улан-Удэ, а ОАО «РЖД» принимает предложения для внесения поправок в планируемый Проект в срок до 15 октября 2020 года, убедительно просим поддержать коллективное прошение представителей общественности Республики Бурятия в самые ближайшие сроки.

С глубоким уважением и надеждой на экспертную поддержку,
1) Сэндэма Доржиевна Ширапова, Ширапова Сэндэма Доржиевна, член общественной организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу», к.г.н., доцент БГУ
2) Туяна Владимировна Санданова, координатор экологического сообшества «Решаем ВМЕСТЕ», к.т.н., биотехнолог
3) Дмитрий Дугаржапович Дармаев, председатель Общественного совета при Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия
4) Санжиев Солбон Дугарович, председатель правления ООО “Буряад Соёл” (Бурятская Культура), соучредитель АНО “Добровольческий Корпус Байкала”
5) Наталья Андреевна Санжеева, руководитель регионального общественного проекта «Чистая Бурятия», координатор общественного движения «Чистая Тунка»
6) Никита Геннадьевич Суханов, директор ООО «ЭкоСпектр»
7) Татьяна Николаевна Никифорова, координатор экологического движения «Будущее Планеты зависит от Тебя»
8) Олег Хахураев, координатор экологического сообшества «Решаем ВМЕСТЕ», эколог, ведущий инженер
9) Лейла Хахураева, координатор экологического сообшества «Решаем ВМЕСТЕ», к.филос.н., востоковед
10) Екатерина Андреевна Афанасьева, координатор экологического движения «Пора делать 03», эколог в МАОУ «Лицей 26»
11) Максим Владимирович Токарев, директор АНО «Центр развития экологических и социальных проектов» (проект «Сохраним Байкал»)
12) Маргарита Александровна Морозова, руководитель отдела по связям с общественностью АНО «Центр развития экологических и социальных проектов» (проект «Сохраним Байкал»)
13) Лариса Дамбаевна Хобракова, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №52 «Ая-ганга» г. Улан-Удэ